Стремительно меняется время, меняется общество  и отношения между  людьми. Но неизменной  остается роль учителя не только как человека, передающего знания, но и как наставника, помогающего ответить на вопросы: «Как жить?», «Зачем жить?»

Учитель должен быть примером во всем. Знания, полученные в школе, важны, но не менее ценно, если в учителе видят советчика, друга. Чтобы стать настоящим другом для ребят, учитель должен быть способен  эмоционально отзываться на переживания других людей, ценить их внутренний мир, понимать их чувства и мысли. Основной смысл доверительного общения учеников с учителем не получение той или иной информации. Главное – найти понимание, сочувствие, помощь в том, что волнует, что переживается как наиболее значимое. Пожалуй, это и есть главная задача педагога – создать условия для раскрытия индивидуальности каждого ученика, помочь ему реализоваться в учебе, общении, совместной деятельности коллектива. Решить эту задачу можно, только  насыщая жизнь класса интересными делами.

Самое главное приобретение, которое необходимо сделать ребенку в период школьного ученичества, – это чувство собственного достоинства, вера в себя, вера в то, что он знает, умеет и может. И достичь этого можно только добром, ибо добро порождает добро. Так завещал педагог В.А. Сухомлинский. Дети - источник вдохновения, и мой долг  как педагога дать им детство, сохранить его, быть им другом.

И все же, с чего начинается воспитание?

Каждое утро, идя в школу, я прохожу «дорогою приветствий», когда все дети, встреченные мною, здороваются и улыбаются мне в ответ. Я знаю, что в школе возле кабинета меня уже ожидают они. Ребята торопятся, перебивая друг друга, рассказать о том, что было без меня, чему я не была свидетелем. Они хотят поделиться всем новым, что у них появилось, что их озадачило.

Значит, все это время я незримо была с ними. Еще А.С. Макаренко писал: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет»

Чтобы увидеть свои недостатки и начать исправлять их, стоит не заниматься воспитанием других, а  «… исправить самого себя и есть наилучшее средство воспитывать детей…» утверждал Л.Н. Толстой.

Итак, воспитание начинаем с себя!

Читая труды  корифеев отечественной педагогики Януша Корчака, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого и других, я начала задумываться о сущности воспитания. А исповедуя «10 нельзя» В.А. Сухомлинского, «10 заповедей воспитания» В.А. Караковского, читая многочисленные работы Н.Е. Щурковой; Е.А. Ямбурга, И.Д. Демаковой, методом проб и ошибок, я пытаюсь создать свою, пусть не совсем совершенную концепцию воспитания. Её основа – это всем известное понятие о воспитании как о целенаправленном управлении процессом развития личности, личности – здоровой, духовно-богатой и целеустремленной. А забота о здоровье – это важнейшая задача каждого воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Чтобы этот процесс проходил успешно, безболезненно для ребенка, должна быть создана вокруг него соответствующая атмосфера, так называемое «гуманистическое пространство детства» (И.Д. Демакова). В создании такого пространства классный руководитель  занимает определенное место, играет одну из главных ролей. Используя слово, дело и наблюдение (диагностику), классный руководитель создает условия, чтобы ребенок проявил себя. Для того, чтобы помочь ребенку, я определила для себя основное правило – «Правило 7 У»:

§  Уверенность – знание своих прав и прав ребенка, способность защитить его;

§  Успешность – берясь за любое дело, классный руководитель должен предвидеть положительный результат, то есть быть уверенным, что оно под силу детям и ему;

§  Удивительность – надо развивать незаурядность в себе и детях;

§  Убедительность -  уметь зажечь детские сердца, убедить их в важности дела;

§  Уважительность – необходимо взаимное уважение: ты уважаешь мнение детей - они уважают твое. Воспитание без уважения – подавление;

§  Уравновешенность – в классе нужно быть готовым ко всему: не падать духом, а анализировать и работать;

§  Улыбчивость – без чувства юмора в школе жить невозможно

И эта радуга чувств, осветив душу и сердце ребенка, направит его на путь познания себя.

Воспитание успешно, если оно системно.

Моя система  воспитания начинается с того, что  сначала четко представляю себе, чего ж я хочу добиться от детей на данном этапе времени, какими я хочу увидеть их в конце года, что я могу изменить и чего ни в коем случае не должна делать. То есть я на основе анализа за прошлый год, с учетом положительных результатов и негативных тенденций в своей работе за прошедший период определяю воспитательные задачи.

Серьезно подхожу к отбору содержания работы с детьми. Вместе с детьми и родителями  планируем, осуществляем, анализируем, подводим итоги.

Совместной деятельности учеников и взрослых я придаю особое значение. «От сотрудничества – к сотворчеству» - девиз мой работы. Поэтому ко всем делам в классе привлекаю психолога, социального педагога, фельдшера, родителей, библиотеку и многих других. Для меня как педагога, классного руководителя очень важно, какие  взаимоотношения рождаются в процессе деятельности. Поэтому я занимаюсь мониторингом воспитания, анализирую и диагностирую межличностные отношения и при необходимости оказываю помощь сама и привлекаю специалистов к этой работе. Межличностные отношения в классном коллективе – это показатель успешности воспитания, ведь от комфортности пребывания ученика в классе, школе зависит его личностный рост или отсутствие такового.  Воспитание, обучение – важнейшие взаимосвязанные функции современной школы. Конечно, обучает и воспитывает детей не только школа, но и семья, средства массовой информации, учреждения дополнительного образования, социальное окружение, в котором живет ребенок. Однако школа рассматривается как учебно-воспитательное учреждение, которое, обучая, воспитывает, а воспитывая, обучает ребят, формирует их мировоззрение, учит воспринимать окружающий мир во времени и в пространстве, помогая познать самих себя, найти свое  место в  интенсивно меняющем мире.

Я часто представляю, каким будут мои дети – это будут самостоятельные и самодеятельные личности, понявшие свою самоценность, которые достигли самоопределения  и самоутверждения путем саморазвития и самореализации.

Все это и есть главная цель воспитания – счастливый человек!